logo
1-11 сыныптарға қабылдау

Трудности обучения: дислексия и дисграфия

16 қараша 2020

Элитные школы в АлматыРечь идет об особых трудностях при обучении письменной речи — чтению и письму, трудностях, которые тянут за собой проблемы с чтением и орфографией.

Дислексия чаще встречается у мальчиков, чем у девочек, ею страдают от трех до десяти процентов детей школьного возраста, ее наличие или отсутствие совершенно не зависит от социальной среды, в которой живет ребенок.

Характерные признаки дислексии

«Перевернутые» слова.
Неверно построенные фразы.

  • Замена букв, похожих по звучанию (3-С, Ц-С, К-Х, С-Ш, П-Б, Ж-Ш) или внешне (Х-Ж, В-3, Т-Г, Р-Ь, П-Н-И).
  • Перестановка букв в словах («мерто» вместо «метро») или пропуск буквы («мето» вместо «метро»).
  • Неуверенное, отрывистое и иногда малоразборчивое чтение вслух.
  • Ребенок сосредоточивается на расшифровке слова, ему трудно понять и запомнить то, что он читает.
  • Часто этому сопутствуют нарушения латерализации, трудности формирования пространственно-временных ориентировок и недостаток внимания.
  • Если ребенок четырех-пяти лет «коверкает» слова, переставляя в них буквы, — это только похоже на дислексию, но это не дислексия, это нормальное явление для такого возраста.
  • Даже если он и дальше продолжает переставлять буквы, это еще не патология, диагноз «дислексия» можно уверенно поставить не раньше семи лет.
  • Специалисты (логопед, нейропсихолог) могут помочь разобраться в истинных причинах затруднений ребенка, используя специальные тесты, в частности по методике французской исследовательницы С. Борель-Мэзонни.

Трудности с орфографией

Дислексия часто сопровождается дизорфографией, иногда дизорфография является следствием дислексии, иногда у нее другие причины.

Дизорфография характеризуется перестановкой слогов или букв, а кроме того — их пропусками, зрительным или слуховым смешением.

  • Заметны ошибки в членении текста: ребенок не чувствует, где кончается фраза. Очевидна связь с дислексией — если путаешь один звук с другим, записать их трудно.
  • Переписывая текст, ребенок делает в нем орфографические ошибки, постоянно сомневается, пишет плохо, у него много помарок. Ему приходится делать дополнительные усилия, чтобы сосредоточиться на порядке букв.
  • Для письма требуется использовать одновременно память и движение.
  • Чтобы замаскировать свои трудности, некоторые дети заполняют лист каракулями — так они пытаются напомнить себе очертания буквы, в которой не уверены.

Трудности с орфографией сказываются в основном на школьном обучении, но влияют, кроме того, и на эмоциональную сферу ребенка, и на его социальную жизнь — ведь для него эта ситуация мучительна.

Оценки за диктант способны только усилить стресс.

  • В понятии «орфографическая ошибка» ребенок прежде всего слышит слово «ошибка» и воспринимает это слово как моральную оценку, которая рождает в нем ощущение вины.

Благодаря развитию педагогической практики сейчас обучение чтению сводят не к чтению вслух, но к пониманию смысла прочитанного, а об умении писать судят не только по результатам традиционных диктовок, — и это приносит в рассматриваемом нами аспекте некоторое облегчение для ребенка.

  • Приступать к диагностике можно только после обучения чтению: тестов на наличие дизорфографии, пригодных для детей до семи лет, не существует.
  • Раньше этого срока тщательное обследование может быть предложено лишь в том случае, если у ребенка прежде наблюдались расстройства речи.

Как понять, трудно ли ребенку учиться читать?

К концу первой четверти подготовительного класса учителя уже видят, как какой ребенок учится читать, но на этом этапе им легче выделить тех, у кого нет никаких трудностей. Одни дети усваивают знания быстрее, другие несколько медленнее, и нужно четко различать реальные трудности в обучении и индивидуальные вариации темпа обучения.

  • Если вашему ребенку трудно учиться, подумайте, каковы могут быть медицинские или психологические причины: малыши иногда путают звуки и буквы из-за проблем со зрением или слухом.
  • Кроме того, ребенок может с трудом отделять при чтении одну фразу от другой, если он с трудом ориентируется во времени и в пространстве.
  • Если ребенок во время чтения постоянно ошибается, не стоит дожидаться конца четверти: попросите квалифицированного логопеда провести диагностику его речи и дать назначения.
  • На этой стадии важно исключить «ложную» дислексию и разобраться в истинных причинах трудностей с обучением.

Из числа факторов, влияющих на процесс обучения, не стоит исключать психологические: трудности с обучением чтению могут продолжаться достаточно долго из-за волнения, которое испытывает ребенок в связи с переходом в подготовительную группу или поступлением в подготовительный класс школы.

В таких случаях нет и речи об истинной дислексии, и чуть позже ребенок нагонит упущенное.

Может ли методика преподавания стать причиной трудностей при обучении чтению?

О методиках обучения чтению много спорят. Но то, что дислексия никоим образом не зависит от выбора методов обучения, споров не вызывает.

Тем не менее столь же очевидно, что некоторые дети-дислексики нуждаются в особой педагогической стратегии.

  • Педагог должен быть полностью осведомлен обо всех проблемах вашего ребенка.
  • Логопед с вашего согласия может обсудить со школьными преподавателями оптимальную стратегию занятий.

Можно ли ребенку помочь?

  • В первую очередь речь должна идти, конечно, о занятиях с логопедом, но для детей, страдающих дислексией, этого недостаточно. Впрочем, и в занятиях с логопедом порой необходимо делать паузы.
  • У детей-дислексиков, которые меняют местами буквы и вследствие того не способны правильно выстроить для себя содержание текста, понять, что за чем следует, нередки проблемы с психомоторикой.
  • Ребенку может понадобиться поддержка психолога, психотерапевта.
  • Важно обеспечить малышу достаточный психологический комфорт в семье: чем меньше дома обсуждаются вопросы обучения, тем лучше.
  • Создавайте благоприятные условия для игр и развлечений во время досуга.

Обычно с логопедом занимаются два раза в неделю.

Не нужно добавлять малышу еще учебы — не переусердствуйте!

  • Обсудите с педагогами, как заниматься с ребенком дома, и выполняйте все рекомендации логопеда.
  • Если ваш ребенок начинает читать, не останавливайте его, как бы ни хотелось что-то ему рассказать или почитать ему книжку!
  1. Латерализация — функциональная асимметрия двух полушарий головного мозга.
  2. Дизорфография — специфическое нарушение орфографического навыка письма у детей с сохранным интеллектом и устной речью.

Элитные школы в Алматы

Источник: 5psy.ru


Кері қайту