logo
1-11 сыныптарға қабылдау

Раннее развитие ребенка: проблемы детской одаренности

20 тамыз 2020

Класс предшкольной подготовки в АлматыНекоторые дети усваивают знания быстрее, чем другие, детский сад и школа не всегда способны стимулировать дальнейшее развитие их интеллекта, и, безусловно, ребенок может страдать из-за этого. Психологические тесты выявляют в таких случаях коэффициент интеллекта, IQ, намного выше среднего. Малыши с высоким IQ используют интеллектуальные механизмы, соответствующие тем, что характерны для детей старшего возраста, поэтому их развитие и называют ранним.

К сожалению, на раннее развитие ребенка, которое должно было бы приводить к особому вниманию при его обучении, чаще ссылаются как на причину многих его трудностей в детском саду или школе. Стало уже привычным слышать, что ребенок, который учится нестабильно и, кажется, скучает на занятиях, — это одаренный ребенок с ранним развитием.

  • Если предполагается, что малыш начал развиваться раньше, чем мог бы, а у него при этом трудности с обучением, нужно рассмотреть, не являются ли причиной другие факторы — например, дислексия или нарушения психомоторного развития. Именно они могут приводить к неуспеваемости, при том, что интеллект остается в полной сохранности.
  • Конечно, легче всего объяснить родителям поведение их ребенка каким-то заболеванием, сослаться на его раннее развитие, тем более что все родители хотят услышать, что их ребенок особо одаренный.
  • Очень важно обратить внимание на общее развитие, вопрос о раннем интеллектуальном развитии должен рассматриваться одновременно с проблемой эмоциональной зрелости, особенно если речь идет о совсем маленьком ребенке.

Правильное поведение родителей

Если с двух лет, когда ребенок начинает говорить, вы замечаете, что он все понимает, в три года у него уже прекрасная речь, а с первого дня в детском саду он подтверждает свое раннее развитие, показывая, что знает намного больше, чем другие дети:

  • воспринимайте названные факты спокойно — это признак того, что ваше дитя здорово, у него нет проблем с окружающими людьми, но, тем не менее, не надо форсировать его обучение;
  • помните: раннее развитие детей часто связано с тем, что взрослые стимулируют их природное любопытство, отвечая на все их вопросы — используйте это любопытство, чтобы заинтересовать малыша книгами, и рассказывайте ему сказки;
  • не пытайтесь научить ребенка читать в три или четыре года — опыт раннего обучения чтению был проделан в Соединенных Штатах, дети при этом действительно начинали  читать очень рано, но читали они чисто механически и учились несколько лет спустя плохо.

К психоэмоциональному развитию трех-четырехлетнего ребенка нужно относиться особенно внимательно.

  • Стимулировать его игры — вот хороший компромисс: игра для ребенка «детсадовского» возраста — лучшее средство обучения.
  • Малыш, у которого со здоровьем все в порядке, ходит в детский сад с удовольствием. Причины просты: там у него товарищи, там он развивается в соответствии с новыми социальными отношениями, а кроме того — ему очень нравится учиться в игре. Значит, не стоит пренебрегать этой возможностью!
  • Опасно развивать ребенка в какой-то одной области знания: показывать ему буквы или цифры, учить распознавать цвета или рисовать — исключительно ради того, чтобы стимулировать более раннее развитие.
  • Стимулирующая педагогика, умноженная на пластичность детского восприятия, позволяет каждому ребенку демонстрировать чудеса раннего развития в той или иной области, но этим создается риск нарушения гармонии познавательного развития в дальнейшем.

В пять-шесть лет малыш переходит в подготовительную группу детского сада, а иной раз даже идет в школу.

  • Теперь ему надо уметь вовремя сосредоточиться, мобилизоваться, он должен понять, что нельзя ходить по классу. Однако можно заметить, что некоторые дети к последнему отнюдь не расположены: они привыкли мечтать, они задумчивы, и кажется, что на уроке они скучают.
  • Может быть, они скучают потому, что уже знают все, чему их учат.
  • Может быть, они разочарованы «невниманием» к ним педагога? Если ребенок знает ответ на заданный вопрос, а его не вызывают, это приводит к фрустрации, иногда у детей даже появляется ощущение, что других спрашивают чаще.
  • Для того чтобы ребенок не скучал на уроках и не терял интереса к обучению, нужно всеми способами показывать, что вы придаете очень большое значение тому, что он делает в классе.
  • Ребенку доставляет удовольствие рассказывать вам о том, что он выучил или чему научился, поэтому разговаривать с ним необходимо и полезно.

Надо ли тестировать ребенка?

Вы можете обсудить это с психологом детского сада или школы, с учителями, воспитателями. Однако сами вы должны хорошо понимать, чего ждете от тестирования.

  • Тесты дают только цифровое выражение IQ, что само по себе ничего не значит, даже если коэффициент выше среднего.
  • Интересно знать не цифру, а то, как распределяются результаты ответов на вопросы теста.
  • Есть ли разница в том, как у вашего ребенка выражены способности, например, к логическому мышлению и к пространственному, превосходят их или отстают от них способности вербальные?
  • Как вел себя ребенок во время тестирования? Выглядел ли он уверенным в себе или встревоженным, испуганным, боялся ли ошибиться?
  • Такие наблюдения позволят разобраться в том, насколько важны для вашего ребенка успехи в школе, — даже пятилетнего малыша могут очень волновать оценки, которые он получает.
  • Не стоит в случае высоких результатов тестирования требовать от него все большего и большего.
  • Оценка развития ребенка, опирающаяся только на состояние его интеллекта, весьма относительна, поэтому мы говорим, что оценивать надо системно, обращая внимание на все аспекты развития ребенка.

Стоит ли перескакивать через класс?

  • Решение об этом родители должны принимать, учитывая разные мнения (в первую очередь — мнение самого ребенка) и многие параметры, связанные с самочувствием сына или дочери в коллективе. Раннее интеллектуальное развитие для ребенка не только преимущество, но иногда и источник страданий, и в таких случаях ему требуется помощь психотерапевта.
  • Ребенок с ранним развитием часто бывает одиноким в группе ровесников, но это зависит в основном от особенностей его личности. Если у вашего ребенка раннее интеллектуальное развитие, ему могут не понравиться грубые или даже жестокие игры детей постарше.
  • Порой трудно определить, является раннее развитие ребенка следствием особенностей его личности или наоборот.
  • Несколько заторможенный, робкий, неуверенный в себе ребенок или ребенок, не интересующийся подвижными играми и спортом, вкладывает иногда чрезмерную психическую энергию во все, что связано с умственной деятельностью. Его могут особенно привлекать точные науки — тревожные дети, например, часто отдают предпочтение математике.
  • Если ребенок у вас спортивный, он легче войдет в коллектив, где другие дети старше его.
  • Некоторые дети с ранним развитием чуть ли не с пеленок любят соревнования, неважно в чем — в учебе или в спорте. Успех может укреплять их позицию как лидеров группы.
  • Нельзя, чтобы было наоборот — чтобы другие дети отвергали такого ребенка из-за его желания быть всегда сильнее всех.

В конце концов, необязательно, чтобы на ваше решение сильнее всего влияли способности сынишки или дочки к обучению. Конечно же, главное — это мнение самого ребенка, и именно его вы прежде всего должны принимать во внимание.

 IQ (англ. «Intelligence Quotient», читается как «ай кью») — количественная оценка, определяющая уровень интеллекта взрослого или ребенка относительно уровня интеллекта среднестатистического человека такого же возраста. Тесты IQ рассчитаны на оценку мыслительных способностей, а не уровня знаний.

Класс предшкольной подготовки в Алматы

Источник: 5psy.ru


Кері қайту