logo
1-11 сыныптарға қабылдау

Как помочь первокласснику и его родителям. Необходимые советы детского психолога

27 мамыр 2019

Школа гуманной педагогики в АлматыЧасть августа будущий первоклассник собирался в школу, играл в первоклассника, любовался новеньким рюкзаком и красивой формой, тетрадками и карандашами. И вот, наконец,  первое сентября наступило и гордый малыш, со свитой из родственников отправляется в долгожданную школьную жизнь.

Однако, через несколько недель, а порой и дней, праздничные ощущения пропадают, угасает блеск радости в глазах ребёнка. К сожалению, храм наук быстро превратился, в пони мании ребёнка, в царство скуки и уныния, почти в тюремные застенки.

Малыша приходится уговаривать по утрам, находить убедительные аргументы, чтобы он шёл в школу, без демонстрации своего огромного нежелания.

Ведь поступление в школу, с резкостью и кардинальностью меняет всю его  жизнь. Отправляя ребёнка в школу, родители считают, что одновременно с этим поменялась его социальная и возрастная категория. Но так считают родители, а ребёнок ещё не понял и возможно, не скоро поймёт (может пройти несколько недель), что значит стать учеником в школе.  И какие выводы сделает ребёнок, теперь во многом будет зависеть от родительского внимания и поведения.

Как помочь первокласснику и его родителям. Необходимые советы детского психолога

Возникновение проблем у первоклассников наблюдается у подавляющего большинства детей: у воспитанных в домашних условиях и в детсадовских, со школьной подготовкой и едва разбирающихся в чтении. У детей с бойким характером и застенчивых, у непоседливых детей и с усидчивостью.   

В связи с этим, родителям необходимо не терять бдительность, замечать любое поведенческое изменение. Нужно наблюдать за настроением и состоянием здоровья малыша, и при возникновении проблем, постараться быстро их решить.

Только родительская любовь поможет ребёнку.

У некоторых родителей есть уверенность, что их малыш станет отлично заниматься. А когда их умненькому, раскованному, сообразительному малышу становится сложно справляться со школьными заданиями, у многих мам и пап возникает чувство разочарования и обманчивости своих ожиданий.

На ребёнка обрушиваются градами упрёки за неусидчивость, не старание, не аккуратность и прочее. Но ведь и малыш думал, что станет хорошим учеником. Ему не понятно, почему всё так плохо и от самых близких людей он не получает поддержку, на которую он рассчитывал, а только наказания и обвинения.

Ребёнку кажется, что его уже не любят. До школы родительская любовь к нему была безусловной, просто за то, что он есть у них. А сейчас любовь родителей нужно зарабатывать определёнными способами.

Нужно представить себе, что испытывалось бы вами, если после возникновения у вас рабочих проблем, муж, вместо сочувствия или дельного совета, обвинял бы вас в неусидчивости и неумении поладить с руководством.

В начальных классах не нужно проявлять сильного беспокойства относительно оценок.

Хотя, в каждом классе обычно есть счастливчик, который без особого напряжения проучится на «отлично» до выпускного. Во многих случаях, дети, учившиеся на «отлично» в начальных классах, могут перейти в ученики со средней успеваемостью в последующих классах. Или измучивший свою учительницу и отстававший по всем параметрам ученик, в шестом или седьмом классе может выровняться и с блеском закончить школьное обучение.

В начальной школе можно было бы вообще отказаться от проставления оценок, но с помощью оценок учителям проще проводить манипуляции с детьми. 

Когда у ребёнка возникают сложности в учёбе, необходимо воздержаться с упрёками и нравоучениями.

Нужно его успокоить и заверить, что он будет любим вами при любых условиях и отметках! Необходимо объяснить малышу, что школа для того и существует, чтобы в ней учиться. Те, кто всё умеют, идут учиться в институт.

Вспомните с малышом, как проходило его обучение катания на велосипеде, плавания или рисования. Поначалу было сложно, многое не выходило, а как только всё вышло – всем стало радостно и весело. То же самое будет с чтением и математикой, главное больше тренировок. И не забудьте, что ваши наблюдения за малышом, помогут найти причину его неудач.

Это может быть простая усталость. Многие дети, особенно не посещавшие садик, сложно встают ранним утром. От родителей часто звучат уговоры и угрозы, ситуация может перейти в скандал.  Как результат, не доспавший и с взвинченным с утра настроением, малыш с трудом успевает на занятия (нужно учесть, что многим детям приходится добираться в школу, а потом домой, общественным транспортом), и еле отсидев на занятиях, получает сильное утомление. Последующее приготовление домашнего задания и его проверка, и вечерней (родители возвращаются с работы к вечеру) «разборкой полётов». Перевозбудившемуся ребёнку сложно вовремя уснуть, и с утра всё начинается сначала.

Конечно, легче тем первоклассникам, которых приучили к распорядку сна и утреннего подъёма.

В отсутствии такого опыта, необходимо проявление родительской твёрдости и умение настоять на правилах отхода ко сну не позже 9 ч., выходные – не исключение. За 1,5-2 часа прекратить бурные игры, просмотр телевизора и тем более, приготовление уроков.

Будет хорошо, если вы пройдётесь с ребёнком по свежему воздуху 30 минут, обсудите прошедший день и успокоите его, если возникли волнения. Для легковозбудимых детей, может помочь расслабиться тёплое  молоко, чашка успокоительного чая или тёплая травяная ванна.

В утреннее время помогать в пробуждении малышу нужно немного раньше необходимого времени – дать запас времени  для  «раскачки». Делать это можно с весёлой музыкой или любимыми мультиками. Если ребёнок отказывается от завтрака, не нужно настаивать, положите в портфель йогурт или бутерброды - он перекусит в школе после первого урока. Ребёнку привыкшему к дневному сну, легче справляться со стрессами. Пусть эта привычка останется до окончания первого класса. На возражения, что он не малыш, можно сказать, что даже взрослые днём отдыхают.

Если ваш ребёнок и вы, являетесь окончательными «совами», чтобы избавиться от утренних пыток подъёма, вторая смена в школе – лучший для вас выход.

Для избегания переутомления в первом классе, нужно исключить кардинальные изменения в устоявшейся жизни: не проводить экспериментов в питании и оздоровлении, не менять место проживания, отложить начало посещения кружков и секций, не приобретать домашних питомцев.

Школа гуманной педагогики в Алматы

Источник: family-and-i.com


Кері қайту