В жизни младшего школьника, безусловно, два очень важных этапа, знаменующие изменения как внешние, так и внутренние. Первый этап - поступление в школу, привыкание к новому режиму дня, работе в коллективе.
Второй этап – окончание начальной школы и переход в среднее звено. Изменения, которые касаются предметного обучения, увеличение самостоятельной работы, более свободное передвижение в школьном пространстве. Школа словно вырастает вместе с ребенком и в буквальном, и во внутреннем содержании.
Нередко, это вызывает чувство страха и у детей, и у их родителей. Ведь теперь дети выбираются из удобного «гнездышка», в котором их опекал учитель начальной школы, и отправляются в свободное плавание.
Конечно, этот вопрос более плавного перехода давно тревожит и обсуждается между учителями начальной и средней школы, но не всё зависит только от наших решений и предпринимаемых попыток.
- Возможно, некоторые мои советы послужат спасательным кругом для Вас, дорогие родители!!!
- Если задуматься над этой проблемой до начала 4 класса, то у вас будет время «постелить соломку» собственному ребенку.
- Обратите внимание на физические изменения, происходящие с ребенком: ухудшение зрения, изменение осанки, утомляемость и др.
- Постарайтесь вовремя показаться специалисту. Бывает, что учебные неудачи связаны со здоровьем, а последняя диспансеризация была перед школой.
- Сбалансируйте время занятий в спортивных секциях (музыкальной, художественной школе), чтобы время домашних занятий не выпадало на позднее вечернее время, когда весь их смысл пропадает.
- Чаще контролируйте успехи, проверяя регулярно дневник. Не оставляйте без внимания отметки за информатику, английский язык, изобразительное искусство, хореографию, физкультуру.
- Обращайте внимание на работу с литературой при подготовке к устным предметам: составление планов по тексту, пересказов. Если ваш ребенок научится находить главное и составлять план для пересказа, то многие предметы в 5-ом классе будут даваться ему легко (история, география и др.).
- Следите за каллиграфией и оформлением работ. Не секрет, что в 4-ом классе из-за увеличения объема написанного теряется аккуратность. Но любая контрольная работа в начальной, а особенно в средней школе понижается на 1 балл из-за неверной записи, особенно в такой точной науке как математика.
- Способствуйте участию детей в школьных праздниках, олимпиадах и в школьной газете, тогда фамилия вашего ребенка будет известна старшей школе, даже до его перехода.
- Читайте вместе с ребенком его сочинения и изложения, написанные в школе, чтобы разобрать речевые ошибки или вместе порадоваться успеху ребенка.
Это лишь общие советы (но выстраданные), а ЗУН (знания, умения, навыки) на конец 4-ого класса вы можете посмотреть в конце статьи.
Возможно, прочитав, вы обратите внимание на частное употребление слов «следите», «обращайте», но мы вместе с вами «стелем солому», чтобы ребенок не «споткнулся» и не «упал» в новых для него условиях. В пятом классе всё наработанное даст «всходы», ваши дети смогут уверенно почувствовать себя и положительно зарекомендовать себя перед учителями. Родители, у которых младшие школьники уже вторые или третьи дети, согласятся со мной...
А остальные, надеюсь, примут к сведению.
Итак, счастливого и ответственного 4-ого года обучения.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Чтение:
- самостоятельно выявлять основной смысл прочитанного;
- устанавливать смысловые связи частей текста;
- составлять план рассказа или статьи;
- подробно, выборочно и сжато пересказывать текст;
- находить в тексте материал для составления рассказа на определенную тему;
-
соблюдать при пересказе логическую последовательнос
ть и точность изложения; - воспроизводить текст с элементами описания или рассуждения, с заменой диалога повествованием;
- наблюдать за особенностью речи действующих лиц рассказа, сопоставлять их поступки и отношение к окружающему миру;
- выявлять мотивы поведения героев;
- определять свое и авторское отношение к событиям и персонажам;
- находить в тексте сравнения, эпитеты, метафоры, фразеологические обороты; составлять творческие рассказы;
- обобщать представления о жанрах художественных произведений;
-
различать художественные и научно-популярны
е тексты; - обогащать и активизировать свой словарный запас;
- использовать в устной речи и при чтении интонации, соответствующие выражаемым мыслям и чувствам.
Русский язык:
- безошибочно, каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст в 75-80 слов с изученными орфограммами;
- производить фонетический разбор слов;
- производить разбор слов по составу;
- производить разбор слов как части речи;
- производить элементарный синтаксический разбор предложения, определять их вид, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;
- писать изложение текста в 90-100 слов по самостоятельно составленному плану, небольшой рассказ;
- в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.
Математика:
- уметь читать, записывать и сравнивать числа в пределах миллиона;
- умножения с числами 1 и 0; деление нуля и невозможность деления на нуль; перестановка множителей; умножение суммы на число и числа на сумму; деление суммы на число; умножение и деление числа на произведение; взаимосвязь между множителями и произведением, между делимым, делителем и частным; способы проверки умножения и деления;
- решение уравнений на основе взаимосвязи между данными и искомыми числами и их использование при решении задач;
- устное умножение и деление на однозначное число в случаях, сводимых к действиям в пределах 100; умножение и деление на 10, 100, 1000;
- письменное умножение на однозначное, двузначное и трехзначное число;
- письменное деление на однозначное, двузначное и трехзначное число;
- числовые выражения в 2-3 действия, содержащие умножение и деление; вычисление их значений;
- примеры зависимости между величинами;
- числовые выражения в 3-4 действия, содержащие сложение, вычитание, умножение и деление; вычисление их значения;
- представление о площади фигур. Единицы измерения площади;
- задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника;
- задачи на нахождение нескольких долей числа;
- задачи в 1-4 действия, содержащие сложение, вычитание, умножение и деление.