logo
Запись в 1-11 классы

Как справляться с огорчениями и неприятностями ребенка?

Как справляться с огорчениями и неприятностями ребенка

В этом разделе приводится множество методов, которые может использовать родитель или любой другой человек, чтобы помочь ребенку быстро справляться с последствиями ситуаций, когда он набивает себе синяки и шишки, когда он  боится чего-то и огорчается.

При решении проблем, связанных с физическим и эмоциональным состоянием ребенка, основным фактором, является общение взрослого с ребенком. Общение чрезвычайно важно, когда вы имеете дело с детьми.

Детские травмы

Ребенку, который упал, порезался и т.п., можно помочь многими способами. Если ребенок маленьки, часто будет достаточно просто позволить ему выплакаться. Когда у ребенка что-нибудь болит, большинство людей начинают говорить что-то успокаивающие и утешительное, почти не отдавая себе отчета в том, что может беспокоить его в данный момент. И обычно они говорят слова, сотни раз повторящие, когда у ребенка что-нибудь болело. Это может напомнить ребенку целую цепь более ранних травм.

В таких ситуациях родителям нужно молчать и дать выплакаться, проявить ласку, так они могут в наибольшей степени помочь ребенку. Его  можно взять на руки, если он этого хочет, или обнять его. Часто, вы ничего  не говорите, маленький ребенок будет сильно плакать примерно минуту, а потом внезапно перестанет, улыбнется и побежит обратно заниматься тем же, что раньше. Похоже, что, позволив ему плакать, вы снимаете напряжение, возникшее в результате травмы. 

«Расскажи мне об этом»

Если, поплакав минуту-другую без вашего вмешательства, ребенок не начинает чувствовать себя лучше, тогда дождитесь, чтобы он пришел в себя после короткого периода  ослабления сознания, который следует после травмы. Обычно не трудно распознать состояние, которое вызвано тем, что другие, более ранние травмы были спровоцированы (повторно активизированы тем, что обстоятельства в настоящем времени напомнили обстоятельство прошлого).

Если он начнет рассказывать в прошедшем времени, переключите его в настоящее. Попробуйте так:

Когда ребенок придет в себя, спросите его: «Что случилось? Как ты ушибся? Расскажи мне об этом». Ребенок возможно расскажет свою ситуацию;

- Я поскользнулся и упал, и …(плачет).
- Тебе больно, когда ты стоишь на камне?
- Нет.
- Что происходит, когда ты стоишь на камне?
- Я поскальзываюсь…(плачет).
- И что происходить потом?
- Я падаю на землю.
- На земле есть трава?
- Нет, там только камни.
- Расскажи мне об этом снова.

Вы можете провести ребенка  через происшествия несколько раз - до тех пор, пока ему не станет скучно или же он начнет смеяться. В этом нет ничего трудного. Это процедура вернет ему присутствие духа, и он будет настаивать на том, чтобы «рассказывать об этом».

Ребенку, который ушибся, значительно  помочь посредством общения. Пусть ребенок расскажет о том, что произошло. Это  может оказать терапевтическое воздействие.

Если ребенок будет рассказывать о происшествии человеку, который с интересом выслушивает его, любое огорчение рассеется, который оказался как сгусток негативной энергий и ребенок сможет почувствовать себя лучше.


Как направить  внимание ребенка на что-либо

У многих есть привычка говорить ребенку: «Не делай так, а то заболеешь», « У тебя начинается  простуда», «Ты заболеешь, если будешь так дальше поступать» - и множество других пессимистических внушений. Люди также используют тысячи фраз типа «Нельзя», «Не можешь», и  «Держи себя в руках». Родителям следует быть осторожными в использовании таких фраз и по возможности избегать их.  Благодаря воображению и некоторой практике, не трудно отыскать способы, как уберечь ребенка от опасности, не прибегая  постоянно к устным запретам. Старайтесь, насколько это, возможно, давать ребенку позитивные указания.

Мягкие, ласковые движения и спокойный голос в обращении с детьми  помогут предотвратить  негативные последствия. Любому, кто хочет успешно работать с детьми, нужно вырабатывать в семье эти качества. Они особенно ценны в любых ситуациях.

Вспоминание

Изо дня в день Вы сталкиваетесь с сотнями ситуаций, в которых ребенка можно попросить вспоминать происшествия, где он капризничает, он расстроен и плачет по поводу чего-то; испытывает недомогание; явно взволнован чем-то; нечаянно услышал чью-то резкие окрики , кто-то строго наказал его и выплеснул на него свое плохое настроение;  или ребенок чувствует себя отвергнутым. Фактически каждый раз, когда ребенок расстроен, или когда он нервничает, по какой бы то ни было  причине, или вам известно, что он только что стал участником сильно негативного происшествия, можно применять данный метод.

Принцип состоит в том, чтобы найти конкретные фразы и ситуации, вызывающие огорчение.

Если ребенок не болен серьезно, а просто расстроен, можно начать с вопроса о том, когда он чувствовал себя подобным образом раньше. Чаще всего он вспомнит. По мере дальнейших расспросов о том, что происходило, что он делал в то время, кто при этом разговаривал, что было  сказано, как он себя чувствовал, красочно опишет происшедшее. После этого просто  проведите его через происшествие еще несколько раз. Дойдя до конца, скажите: «Расскажи мне об этом снова. Где ты находился, когда папа что-то говорил? », «Расскажи об этом снова». Или просто «Давай посмотрим. Ты сидел на диване, когда папа что-то говорит. Что он говорит?». Можно произнести любую простую фразу, которая вернет ребенка к началу происшествия.

Не нужно усложнять это действие. Дети понимают вас, когда вы говорите: «Расскажи мне об этом снова». Им самим нравится слушать рассказы снова и снова, и им нравится рассказывать об что-нибудь тем, кто с интересом их слушает. Однако не нужно слишком сочувствовать. Да, проявите ласку и интерес. Но не сюсюкайте, не причитайте.

Чем больше вы сможете проникнуться реальностью ребенка, тем больше вы сможете ему помочь. Подражайте оттенкам его голоса, тому, как он говорит «Ага!»,  «Вот так!», «А что дальше?». Подстройтесь к его живой мимике, к тому, как он широко раскрывает глаза, затаив дыхание, с интересом рассматривает что-то, или к любому другому его настроению и тону (конечно, не надо откровенно передразнивать его). Если вы не сможете, это сделать, как следует, тогда ведете себя просто, естественно и проявляйте интерес. Если  ребенок растроен, то нередко он  снова и снова повторяете одну – две фразы. В таком случае можно начать с вопроса «Кто говорит это тебе?», или «Когда ты это слышал?».

Не важно, что за случай, просто продолжайте задавать вопросы, чтобы воссоздать происшествие. Что ты делал? Где ты находился, когда я так сказала? Где я была? Что говорил папа? Как это выглядело? Что ты чувствовал? И так далее. Пусть  ребенок несколько раз повторяет или вспоминает это происшествие (до тех пор, пока он не начнет смеяться). Это освободит ребенка от рестимуляции.

Рисунки

Вместо игрушек можно использовать рисунки, сделанные ребенком. «Нарисуй, женщину и мужчину…Что они делают? Нарисуй плачущую женщину» и так далее. Рисуйте, разыгрывайте с ребенком ситуации, происходящие в доме: «А потом ты говоришь…?», «А потом я говорю…?». Или просто попросите ребенка придумать об этом историю. Это поможет.

Гнев

Иногда достаточно спросить: «Что тебя огорчило?» или  «Что, я сказала, что тебя так расстроило?» - и рестимулирующие элементы данной ситуации выявятся и ослабнут.

Если ребенок злится, позвольте ему злиться, даже если жертва его гнева - вы.  Дайте ему «проиграть» гнев, и в большинстве случаев злость быстро испарится. Но если вы попытаетесь подавить гнев, он усилится и затянется. Когда вы позволяете ребенку свободно реагировать на раздражающую его ситуацию, не подавляя его еще больше, ЭНЕРГИЯ ЗЛОСТИ ВЫСВОБОЖДАЕТСЯ, И ЭТО СПОСОБ ПРИВЕСТИ РЕБЕНКА В НОРМАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ.

Страх

Если ребенок чего-то боится, попросите его рассказать об этом, как можно чаще подбадривая его. Это особенно эффективно в том случае, если ребенка мучают ночные кошмары. Разбудите ребенка, спокойно обнимите его, пока он немного успокоится,  а затем расспросите его о кошмаре, который ему приснился, проведя  ребенка через этот инцидент несколько раз, пока страх не пропадет. Потом попросите его вспомнить что-нибудь приятное; не уходите, пока он не расскажет об этом. Если ребенок боится темноты, спросите его: «Что является таким же, как темнота?». Если он боится животных, подобный вопрос заставит его проанализировать свой страх. Вероятно, вы не всегда добьетесь успеха сразу же, как только начнете задавать вопросы, но если вы будете терпеливо продолжать, то вы вскоре  получите ответ и узнаете, на каком  случае держится его внимание. Разговаривая о случившемся, можно помочь ребенку справиться с этим.

Если ребенок плачет.

Если ребенок плачет, хорошо было бы начать с вопроса «О чем ты плачешь?» Рассказав несколько раз. О чем же он плачет (каждый раз, когда он  рассказывает, помогайте ему, расспрашивая его о случае), ребенок перестанет  плакать так сильно. Тогда можно спросить. «О чем ты плачешь?»

Позвольте  ребенку плакать, пока он выйдет из этого инцидента, -  этого часто достаточно, если вы в тесном контакте с вашим ребенком, и он знает, что может рассчитывать на вашу поддержку и помощь.

Не пытайтесь остановить плач ребенка, просто говоря ему: Не плачь. Либо справьтесь с тем инцидентом, из-за которого он плакал, расспросив о  случившемся и выслушав рассказ ребенка о нем, пока он не засмеется, либо дайте ему выплакаться, лаская или обнимая его.