logo
Запись в 1-11 классы

Как обустроить рабочее место для первоклассника?

25 ноября 2019

Класс предшкольной подготовки в АлматыПервый класс, уж, по крайне мере, его первая половина, проходит под знаком адаптации к трудностям школьной жизни. От того, как ребенок будет воспринимать себя в роли ученика, во многом зависят его школьные успехи в будущем. И не последнюю роль в этом играет домашнее рабочее место. Оно должно быть привлекательным и функциональным. Кстати, у ребят постарше «вхождение» в роль тоже часто начинается с обустройства рабочего пространства.

Выбираем вместе

Накануне учебного года родители начинают подготавливать ребенка к мысли о том, что отныне у него прибавится обязанностей, он станет учеником. Однако совершенно справедливо будет добавить кое-что и о правах. Например, о праве на собственное учебное пространство в комнате — личное рабочее место. И самое разумное — привлечь школьника к его обустройству.

Вы, конечно, постараетесь сделать все, чтобы ребенку было уютно, удобно, чтобы все настраивало на рабочий лад. Но детали можно и нужно обсуждать с будущим работником.

Выбирать, а в идеале и собирать детали, если мебель привезли в разобранном виде, хорошо бы вместе с ребенком. И, конечно, при этом держать в уме возможность «апгрейда» — по мере роста школьника и увеличения его учебной нагрузки.

«Вот это стул — на нем сидят, вот это стол»

Опытные родители убеждены, что лучше покупать трансформер: сначала придется заплатить подороже, зато мебель не придется менять каждый год в связи со стремительным удлинением подростка. Стол должен быть достаточно просторным, не меньше 120 см. Тогда на столешнице ученик удобно разложит книги и тетради, положит локти и сможет опираться на них. Хорошо, если рядом поместятся два стула, чтобы около школьника мог сесть взрослый. Бок о бок, как доброжелательный помощник, а не нависающий сзади контролер.

Сразу привыкните к мысли, что письменный стол недолго останется в первозданном виде. Как ни печально, его вскоре украсят потеки клея, следы гуаши, фломастеров, пластилина. И если это не сознательный вандализм, не стоит устраивать скандал: стол — рабочее пространство, а не музейный экспонат. Лучше посоветуйте, как избежать подобных неприятностей (скажем, постелить пленочку или газетку перед тем, как приступить к раскрашиванию плаката). Ребенок наверняка прислушается, особенно если привлечь его к оттиранию совсем уж катастрофических последствий учебной деятельности.

О том, как часто заставлять (уговаривать, просить, напоминать) навести порядок на столе, родители ведут бесконечные дискуссии. С одной стороны, ребенок должен ощутить свою ответственность (и свои возможности, кстати), с другой — когда поверхность стола напоминает эпицентр землетрясения, о рабочем настрое можно смело забыть. Тут каждый сам определяет границу между детской самостоятельностью и родительским «надо».

Стул тоже должен быть с регулируемой высотой и неглубоким сидением, чтобы ребенок опирался на спинку. При правильной высоте ступни стоят на полу (а не болтаются над полом!), коленки согнуты под прямым углом.

Некоторые родители запасаются приспособлениями, которые стимулируют мелкие движения для постоянной балансировки (например, кладут под ноги ученика вертящийся массажер, мячик). Это особенно важно для активных, непоседливых ребят. Если их заставить сидеть неподвижно, они начнут вертеться, ерзать, качаться, компенсируя недостаток движения. К тому же нейропсихологи утверждают, что постоянные упражнения на баланс уменьшают трудности при освоении письма и чтения.

А вот вертящийся офисный стул вряд ли подойдет первокласснику — слишком велик соблазн превратить его в карусели, забыв о том, ради чего он предназначен изначально.

Организация пространства

Рядом со столом очень уместно будет выглядеть стеллаж, пусть даже совсем небольшой, если в комнате тесно. Он же поможет визуально отделить рабочее место от общего пространства. Кроме того, для нужных (и ненужных, но дорогих сердцу) вещей отлично подойдут выдвижные ящики. На боковой стенке стеллажа (или шкафа) отлично будет выглядеть органайзер из ткани с кармашками. Его  можно сшить вместе с ребенком или подарить уже в готовом виде.

Вообще, всяких емкостей и поверхностей должно быть с запасом. Ведь с каждым месяцем количество книжек, учебных мелочей и материалов будет только расти. А все необходимое по-прежнему должно быть под рукой.

Впрочем, если пространство позволяет, несколько полочек-ящичков можно разместить так, чтобы пришлось привстать, наклониться, дотянуться. Пусть школьник изредка совершает вынужденную разминку (кстати, такую же хитрость можно применить и ради себя любимого — в кабинете или на кухне).

Над столом полезно повесить пробковую доску. И прикреплять к ней легким движением руки удачные рисунки, листочки с важной информацией, в том числе с расписанием уроков. Найдется место и для приятных сообщений, сюрпризов и поздравлений.

Какого цвета внимание?

Цвет рабочего уголка тоже лучше выбирать вместе с ребенком. Жизнерадостный, но не утомительный. Исследования психологов более или менее достоверно говорят о влиянии цвета помещения на работоспособность, сосредоточенность и настроение работника. К ним стоит прислушаться, но важно примерить рекомендуемый оттенок к восприятию малыша. Вот считается: оранжевый цвет добавляет энергии, жизнерадостности. Но понаблюдайте, как на него реагирует ваш ребенок: не капризничает ли больше обычного, не жалуется ли на усталость, не возбуждается ли сверх меры? Хорошо бы понять, какой цвет игрушек, одежды ему больше по душе.

В любом случае: интенсивным, ярким цветом увлекаться не стоит. Самый солнечный желтый, сияющий со всех сторон ежедневно, круглые сутки, скоро станет раздражать. Гораздо разумнее разместить на неярком общем фоне несколько цветовых пятен любимого тона: шторы, полки, рамки для картин и фотографий, контейнеры для письменных принадлежностей…

Удобно и функционально

Как же разместить в комнате все, что мы так заботливо купили, собрали, смастерили? Важный закон: естественный свет должен падать на рабочее место слева, если наш ученик не левша, конечно. Когда дневной свет меркнет, мы включаем дополнительное освещение. Лучше, если оно будет комбинированное: и слева, и сверху, чтобы настольная лампа не оставалась единственным пятном света в темной комнате. Это раздражает глаза.

Лицом к окну малыша не стоит усаживать: слишком силен соблазн отвлечься на облака, воробьев и прочие картины родной природы. По той же причине в поле видимости не должно быть зеркала, родительского компьютера и телевизора. Привычка отвлекаться пристает легко, а вот чтобы избавиться от нее, потребуется немало сил, времени и родительских нервов. Лучше пусть перед глазами ученика ненавязчиво маячит пышное декоративное растение. Зеленый цвет и неупорядоченные линии привлекают взгляд, но не оттягивают на себя внимание. Здесь глаз может отдохнуть от строгости букв и цифр, от напряженного следования за строкой текста, от плоского мира тетрадного листа.

Как обживать рабочее место?

Домашних заданий первоклассникам, по закону, не задают, в первом полугодии — уж точно. Разве только по желанию. Но за письменный стол вы будете регулярно усаживаться вместе, чтобы рисовать, лепить, ставить эксперименты, а то и написать, по мере освоения букв, записку папе или бабушке. При этом хорошо бы всем своим поведением давать ребенку понять, что он хозяин этого места, именно он тут распоряжается, устанавливает и поддерживает порядок. Пусть сам определяет место для каждой учебной вещи. Здесь же место для сбора портфеля. Вечером вы вместе смотрите в расписание, висящее у стола, и кладете в портфель нужные для завтрашних уроков вещи. Это должно стать привычкой, доведенной до автоматизма. Иначе в течение долгих школьных лет вы будете проводить вечера, раздраженно вопрошая: «Ты собрал портфель на завтра?» Поверьте, установить незыблемый порядок в первом классе, когда вы еще не загружены домашними заданиями, вам «дешевле обойдется».

Не удивляйтесь и, тем более, не стыдите ребенка, если он захочет расставить на полках «учебного» стеллажа игрушки. Даже те, из которых он вроде бы вырос. Не торопитесь их изгонять. Во-первых, столько новых полок и ящиков нужно чем-то заполнить, а учебников, карандашей и альбомов у первоклассника — кот наплакал. Во-вторых, у маленького ученика трудный период адаптации, ему совсем не помешает поддержка старых приятелей.

Класс предшкольной подготовки в Алматы

Источник: 5psy.ru


Вернуться на уровень выше