logo
Запись в 1-11 классы

Страх одиночества

14 июля 2022

Запись в первый класс в АлматыСтрах одиночества — это один из самых распространенных человеческих страхов. Почему? Ответ кроется в природе человека. Человек — это социальное существо, которое умеет жить и развиваться только в обществе себе подобных. Об этом наглядно свидетельствуют истории про детей-маугли (не про того Маугли, о котором писал Р. Киплинг, а про реальных детей, которые в младенческом возрасте попали на воспитание к животным). Как известно, никому из них, попавших в человеческое общество в возрасте 5—12 лет, не удалось «стать человеком»: научиться говорить, соблюдать элементарные правила поведения и т. д.

Психологи называют потребность в общении витальной, то есть жизненно необходимой человеку. Наверное, именно поэтому мы с детства приучаем своих детей к тому, что общение — это хорошо, а одиночество — не очень. «Иди поиграй с мальчиком, — говорим мы своему полуторагодовалому ребенку на прогулке, — не стесняйся! Вы можете вместе делать куличики, играть в футбол, пускать мыльные пузыри! Смотри, вот так…» Тем самым мы даем ребенку понять, что общаться — это хорошо и правильно, а стремление побыть одному вызывает у людей удивление и сочувствие.

Боязнь остаться в одиночестве возникает у ребенка очень рано, как правило, около полугода, и усиливается к полутора годам. Психологи связывают ее появление с тем, что ребенок начинает осваивать пространство (сначала ползать, а потом и ходить), а вместе с этим понимать, что родители, перемещаясь в пространстве, могут выпасть из их поля зрения. Наверняка многие помнят душераздирающий плач ребенка под дверью туалета, которая закрылась за мамой всего на одну минуточку. Сколько раз мы пытались объяснить ребенку, что мама всегда возвращается из- за этой двери, проводили «экскурсии», показывая, что мама не может никуда оттуда деться, — и все равно многие из нас рано или поздно сдавались и, заходя в туалет, начинали оставлять заветную дверь открытой…

Обычно к двум-трем годам подобные ситуации уходят в прошлое сами собой, ребенок просто-напросто «перерастает» свой возрастной страх. Двух-трехлетний ребенок уже вполне готов играть в своей комнате один, не требуя от родителей постоянного присутствия. А в пять-шесть лет многие дети готовы без особых опасений ненадолго оставаться одни дома. Хотя, если мы обратимся к таблице возрастных страхов, приведенной в первой главе, мы увидим, что страх остаться дома в одиночестве вполне нормален для дошкольников, и, если он все-таки проявляется, есть надежда, что с поступлением ребенка в школу, приобретением им нового социального статуса школьника, этот страх пройдет сам по себе. И ребенок сможет оставаться один не только дома, но и на специальной детской игровой площадке, в магазине или в больничной палате.

Если этого все же не произошло, необходимо задуматься о причинах, по которым ваш ребенок так опасается одиночества. Очень часто под этим страхом маскируются совсем другие опасения, например, связанные с вымышленными персонажами. Так обычно происходит с интеллектуально развитыми, одаренными воображением детьми, фантазия которых не находит адекватного выхода. Если ребенку надоели привычные игры, стало скучно, а новых идей не появляется, его воображение начинает создавать не имеющие под собой оснований образы, отдельные из которых могут быть пугающими. В итоге даже залитая солнцем комната, которая знакома ребенку как свои пять пальцев, может казаться ему заполненной всякого рода нечистью: ведьмой, живущей в шкафу, злобными инопланетянами, отражающимися в зеркале, Красными Руками, влетающими в форточку, и т. д. Если вы считаете, что нечто подобное скрывается за страхом одиночества, который испытывает ваш ребенок, вы сможете ему помочь, руководствуясь алгоритмом, изложенным в главе «Страх реальных и вымышленных животных».

Записать ребенка в школу в Алматы на сайте bachelor.kz

Другой распространенной причиной страха одиночества является полученная в прошлом психическая травма — переживание события, которое оставило глубокий эмоциональный след в жизни ребенка, хотя на первый взгляд совершенно забылось им. Возможно, когда-то в воспитательных целях ребенка на несколько минут закрыли в кладовке или оставили дома одного, в то время как вся семья ушла гулять. Или что-то подобное произошло в детском саду. В таких случаях в сознании ребенка одиночество и переживания, связанные с наказанием, могли крепко «склеиться». На этой почве в дальнейшем и развился страх одиночества.

Вполне вероятно, что взрослые и не принимали участия в формировании этого страха. Для того чтобы он появился, вполне достаточно сильного испуга ребенка, находящегося один на один с пугающим его объектом: во время сильной грозы, уличного происшествия, демонстрации «ужастиков» по телевизору, в большой толпе на вокзале, потеряв маму из виду на несколько секунд и т. д. Примеров таких событий — сотни. Очень часто родители считают их мелочами и не придают им особого значения: «Подумаешь, грозы испугался!» Но в реальности любое подобное событие, которое оказалось травмирующим для ребенка, может стать источником страха одиночества.

Например, Даня (6,5 года), который с четырех лет совершенно спокойно оставался на некоторое время дома один, «заработал» страх одиночества, включив в мамино отсутствие телевизор и увидев там кадры из мультика «Скуби-Ду», в которых ожившая мумия, завернутая в какие-то бинты, вылезала из гробницы. После этого он категорически отказывается оставаться дома один.

К сожалению, последствия психотравм очень стойкие, и справиться с ними зачастую довольно сложно. Особенно в том случае, если ребенок уже забыл то, что произошло, или, как говорят психологи, вытеснил травмирующий материал в сферу бессознательного.

Еще одна распространенная причина страха одиночества стоит особняком. Ее особенность заключается в том, что в основе страха остаться одному лежит не тревожность или эмоциональность ребенка, а его желание манипулировать родителями, контролировать их, получать желаемое незамедлительно, все время держать их рядом с собой.
Оля (8 лет) по семейным обстоятельствам живет не с родителями, а с бабушкой и дедушкой. Конечно же, бабушка и дедушка в ней души не чают и всячески ее балуют. Она никогда не ходила в детский сад, сейчас, естественно, не остается в школе на продленку, гуляет только со взрослыми, которые каждый день стараются разнообразить прогулку какой-нибудь «культурной программой»: посещением парка, кафе и т. д.

Оля очень не любит оставаться в комнате одна. Стоит бабушке выйти на кухню, Оля прибегает за ней, рассказывая, что в комнате страшно, там хлопают двери, скрипит пол и явно кто-то прячется за занавесками.

Когда бабушка или дедушка в комнате, Оля может заниматься своими делами (уроками, куклами) самостоятельно, давая возможность взрослым поговорить, почитать или посмотреть телевизор, но постоянно комментирует им то, что она сейчас делает, спрашивает их
мнения, требует их оценки. Очевидно, что Олин страх одиночества маскирует потребность в повышенном внимании к собственной персоне.

Страх одиночества в такой ситуации становится очень удобным прикрытием. Ведь далеко не всегда ребенку удается добиться от взрослых того, чего хочется, действуя «в лоб». Иногда ему проще прикинуться трогательным беззащитным испуганным младенцем, добиться тем самым и сочувствия родителей, и, разжалобив их, получить таки желаемое.

Конечно, ребенок — совсем не такой расчетливый и циничный вымогатель, каким он мог бы показаться после предыдущего абзаца. Подобные манипуляции родителями ребенок осуществляет не вполне осознанно, не отдавая себе отчета в причинах своего поведения. Ему самому кажется, что он на самом деле боится оставаться один. Но то удовлетворение, которое он испытывает, увидев, что мама или папа останется в его комнате до тех пор, пока он не заснет, или что родители никуда не уйдут и будут весь день в его распоряжении, ясно указывает, что переживание этого страха приносит ему определенную выгоду, а значит, является средством манипуляции окружающими.

Итак, страх одиночества в том смысле, в котором его понимают взрослые, у детей практически не встречается. Детский страх одиночества чаще всего связан с предшествующим психотравмирующим опытом ребенка. В других случаях он маскирует другие страхи (темноты, вымышленных персонажей) или неосознаваемое желание ребенка контролировать взрослых и манипулировать ими.

Запись в первый класс в Алматы

Источник: 5psy.ru


Вернуться на уровень выше