logo
Запись в 1-11 классы

Что же делать гиперопекающим родителям?

2 марта 2020

Набор в 1 класс в АлматыОчевидный ответ – уменьшить количество заботы и помощи ребенку. Сделать это непросто, но можно, хотя это потребует значительной самоорганизации со стороны родителя.

Отказ от гиперопеки не означает, что можно пустить ситуацию на самотек и предоставить подростку полную свободу. Это ему не нужно, да он к такой свободе и не готов. Важно превратить опеку в эффективную помощь. Для этого прежде всего надо посоветовать родителям приучать подростка просить о помощи. Не нужно бросаться на помощь ребенку, как только он столкнулся с затруднениями. Пусть родитель подождет, пока подросток сам подумает и попробует справиться с возникшей трудностью, и только потом спросит: «Тебе нужна моя помощь?». Если ребенок согласится, тогда можно уточнить: «Чем именно я могу тебе помочь?». Если ребенок затрудняется с ответом, стоит предложить варианты на выбор: «Тебе нужно объяснить задачу или просто посидеть с тобой рядом?». Если он отказался, не нужно его разубеждать, что он сам не справится, лучше сказать: «Хорошо. Я подойду через полчаса». И если через полчаса он всё еще не справился, только тут можно сказать: «Вижу, что это непростая задача. Давай попробуем вместе».

Педагог в разговоре с родителями может предложить им подумать, в какой области они могли бы перестать ему помогать. Достаточно выбрать что-то одно, пусть и незначительное: чистка зубов, уроки по биологии, сбор в бассейн. Лучше всего, если это будет какое-то дело, которое ребенку самому нравится и в которое родители действительно готовы не вмешиваться. Пусть они дадут понять ребенку, что теперь он этим занимается сам, и периодически хвалят его за то, что он с этим сам справляется. Через некоторое время имеет смысл расширить этот список и добавить туда что-то еще. Если подросток будет забывать, это должно быть его собственной проблемой: не собрался в бассейн – не пошел на плавание. Поэтому нужно выбирать именно такие дела, которые родители готовы полностью отдать ему на откуп.

Если родители склонны к потворствующей гиперопеке, им очень важно расширять свой кругозор и сферу интересов, заниматься чем-то еще. Совершенно не обязательно непременно идти на работу, если это мама-домохозяйка. Возможно, у нее есть какое-то увлечение, она давно хочет изучать иностранный язык или пойти на танцы. Может быть, классному руководителю стоит привлекать  таких родителей для работы в родительском комитете.

Еще один совет, который может дать классный руководитель родителям: если подросток обращается с вопросом по поводу трудной ситуации, не торопитесь с ответом. Сначала лучше спросить ребенка, что он сам думает по этому поводу. Или предложить несколько вариантов на выбор и поинтересоваться, что ребенку кажется оптимальным. При этом воздержаться от критики или нотаций.

Если родители склонны к доминирующей гиперопеке, важно научиться позволять подростку проявлять инициативу. Педагог может посоветовать родителям интересоваться мнением ребенка по тем или иным вопросам, предлагать ему выбор из нескольких вариантов, будь то блюда на завтрак или цвет кроссовок. Но уж если ребенку дают выбирать, ни в коем случае нельзя его разубеждать или показывать, что он выбрал неправильно. Лучше не давать выбора совсем, чем спросить: «Что ты выбираешь?» – и потом всё равно сделать по-своему.

Если гиперопека характерна для кого-то из членов семьи (например, бабушки), можно найти для этого человека новое дело, благодаря которому он будет чувствовать себя нужным и востребованным. Например, в семье, о которой речь шла выше, бабушку попросили взять на себя задачу организовать здоровое питание для всей семьи. Она с энтузиазмом взялась за новые рецепты и смогла уменьшить контроль за внуком.

И самое главное: важно помнить, что отказ от гиперопеки – это проявление любви к ребенку. Уменьшая нашу заботу, переставая помогать ему, когда он в этом не нуждается, мы даем ему возможность поверить в себя, стать более самостоятельным и взрослым. И не нужно бояться, что без гиперопеки отношения с ребенком станут хуже. Напротив, уход от нее – это важный шаг на пути к тому, чтобы по-настоящему стать другом подростку.

Набор в 1 класс в Алматы

Источник: 5psy.ru


Вернуться на уровень выше