logo
1-11 сыныптарға қабылдау

Нужно ли хвалить ребенка?

12 қазан 2020

Класс предшкольной подготовки в АлматыВернулся наш малыш из школы, принес пятерку. Ну как не восхититься его способностями? А между тем психологи считают, что хвалить ребенка вредно. Родители в недоумении.

Пагубная привычка

Шокирующее заявление о вреде похвалы имеет простое объяснение. Ребенок быстро привыкает к положительной оценке. Он перестает чувствовать себя спокойно и уверенно без хвалебных слов. В тех случаях, когда похвалы нет, возможны эмоциональные срывы. Ребенок испытывает огорчение и злобу за то, что его не оценили. Происходит очень неприятная метаморфоза. Маленький человек перестает с интересом познавать мир. Он старается лишь для того, чтобы услышать: «Ты молодец!»

История вопроса

В былые времена родители очень осторожно относились к похвале в адрес ребенка.

Наши предки боялись перехвалить детей. Сдержанность в выражении одобрения считалась оберегом от зависти и сглаза.

В повседневной жизни хвалили редко и скупо: «Сам знаешь, что хорошо сделал. Зачем лишний раз об этом говорить?» Но были определенные обряды, например при сватовстве, когда специально рассказывали о достоинствах жениха и невесты.

Как быть?

Психологи, с одной стороны, возражают против неумеренных похвал. С другой стороны, заявляют, что именно поддержка со стороны родителей придает ребенку уверенность в своих силах, помогает ему активно развивать свои таланты и способности. Психологи уверены: дети, которых родители поддерживают, успешнее и активнее своих менее защищенных сверстников.

Можно ли совместить столь несходные позиции? Не вступают ли они во внутреннее противоречие?

Если мы говорим о похвале, то это невозможно. Похвала подразумевает оценку: «Ты молодец, ты просто гениально все придумал, ты умница». То есть каждый раз оцениваем ребенка. Он становится заложником нашего мнения о нем.

Правильнее говорить о том, какие чувства мы испытываем в результате его поступка. «Мне понравилось, как ты выступил. Я рада, что ты получил четверку за сочинение». В этих словах есть поощрение, одобрение, но нет оценки. Мы говорим о своих чувствах и учим ребенка замечать и проговаривать свои. Осознание собственных переживаний, обозначение их словом дает возможность ребенку лучше понять самого себя. В дальнейшем это поможет ему успешно разбираться в сложных жизненных ситуациях.

Психологи не просят нас быть равнодушными к успехам детей — они просят нас быть любящими и мудрыми родителями, не превращать детей в заложников нашей оценки.

Научиться общаться с детьми — непросто. Но это и для нас шанс в чем-то измениться, вырасти.

Класс предшкольной подготовки в Алматы

Источник: 5psy.ru


Кері қайту