logo
1-11 сыныптарға қабылдау

Единственный ребенок в семье – особенности воспитания

8 қазан 2020

Школа гуманной педагогики в АлматыЧасто случается, что те, у кого есть братья и сестры, завидуют единственному ребенку: ему ни в чем ни с кем не надо соперничать и ничем ни с кем не надо делиться. Да, конечно, не надо, только ведь на него обращено все внимание родителей и родственников, и ему куда труднее, чем ребенку из многодетной семьи, избегать постоянных «воспитательных моментов» и непрерывных «придирок» со стороны взрослых.

Мы нередко слышим, будто единственный ребенок чересчур избалован и изнежен. Бывает и так, но надо помнить, что и ответственность на единственном ребенке лежит куда большая, чем на других детях, ибо родители возлагают все свои надежды на него одного.

А еще говорят, и тоже нередко, что единственного ребенка можно пожалеть, поскольку он находится в незавидном положении затерянный во взрослом мире, лишенный союзников и сообщников, какими могли бы стать ему братья и сестры. Ему якобы труднее социализироваться, он не привык к конфликтам между детьми и, стало быть, в случае чего не сумеет себя защитить.

На самом деле все это — отражение множества взглядов на проблему единственного ребенка, в том числе и со стороны  психологов, а чаще всего — проекция* наших собственных чувств и фантазий по отношению к единственному чаду.

По мнению людей, разделяющих точку зрения, изложенную последней, родители единственного ребенка могли бы испытывать чувство вины за то, что лишили своего малыша братьев и сестер. Однако в реальности мы очень редко слышим жалобы единственных детей на одиночество — во всяком случае, с такими жалобами ко мне и моим коллегам обращаются за консультацией куда реже, чем с жалобами на соперничество между братьями и сестрами.

И впрямь ведь единственный ребенок не может жаловаться на отсутствие того, что ему неизвестно, а старший ребенок иногда довольно долго — до рождения следующего — остается единственным.

Каковы бы ни были причины вашего решения иметь только одного ребенка — личные они или связаны с медицинскими показаниями:

  • важно, чтобы этот выбор был сделан обоими родителями;
  • важно, чтобы вы помнили: у вас нет оснований чувствовать себя виновными.

Не секрет, что большая часть единственных детей обычно справляется с проблемами обучения нисколько не хуже, если не лучше, чем другие дети.

Какое место вы отводите ему в семье?

  • Здесь проблема никак не в ребенке: место, которое он занимает в семье, — именно то, которое ему отводите вы сами.
  • А вот что может перерасти в проблему, так это ваша склонность предвосхищать его желания, кидаться исполнять любую прихоть еще до того, как ребенок выскажет ее вслух.
  • Проявляйте благоразумие, делая малышу подарки — не из опасения, что он вырастет требовательным и не способным вынести никаких ограничений человеком, но лишь для того, чтобы у него не сформировалось чувство вины.
  • Обладающий, по сравнению с другими, да и на самом деле, определенными «привилегиями» единственный ребенок может почувствовать себя обязанным «отплатить» за них взрослым, сделать все, чтобы они были им довольны.
  • И пусть даже вы не требуете от него ничего подобного, он станет бояться вашего разочарования, в особенности — его учебными достижениями.

Надо ли воспитывать единственного ребенка каким-то особым образом?

Слушая некоторые разговоры, порой подумаешь, что единственный ребенок — своего рода «инвалид»: он играет все время сам с собой и, естественно, вырастает одиноким домоседом, у него неоткуда взяться потребности куда-то пойти…

Это далеко не так! Куда более вероятно, что из нежелания скучать у единственного ребенка разовьется воображение и что единственный ребенок попросту предпочитает более спокойные игры.

Кроме всего прочего, его побуждают к этому разговоры взрослых, в которые он имеет обыкновение вмешиваться.

Все сказанное выше — предпосылки для того, чтобы ребенок хорошо учился, но…

  • важно не создать у него ощущения, будто он должен хорошо учиться, потому что ему одному предстоит осуществить надежды всей семьи;
  • полезно при необходимости напоминать ребенку, какое место он занимает в семье.

Единственная настоящая проблема — чрезмерная опека.

Иногда родители слишком боятся потерять ребенка, особенно драгоценного для них именно потому, что он один.

  • Эти родительские тревоги могут привести у некоторых детей к замедлению темпов развития психомоторики и психических процессов: дети становятся заторможенными.
  • Поведение ребенка меньше зависит от того, единственный он или растет в обществе братьев и сестер, чем от того, насколько сильно вы о нем тревожитесь и насколько его опекаете.

Страдает ли единственный ребенок от недостатка общения?

Если вас беспокоит нелюдимость вашего малыша, можете организовать для него встречи с друзьями. Только прежде задумайтесь: а чего хочет он сам?

Не стоит ли за вашим стремлением во что бы то ни стало организовать для него компанию всего лишь боязнь, как бы ребенок не упрекнул вас в том, что у него нет братьев и сестер. Да, такое может случиться, когда ему скучно или у вас нет времени поиграть с ним, но на самом деле этот упрек редко бывает впрямую адресован родителям.

  • Дети куда чаще жалуются на братьев и сестер, чем на то, что они единственные.
  • При этом можете быть уверены: ни те, ни другие не хотели бы изменить свой статус.
  • Стало быть, не надо прививать ребенку чувство нехватки общения, которое ему не присуще.
  • Принимайте во внимание собственные склонности и потребности малыша: хочется ему видеть друзей или нет, хочется ему играть, заниматься чем-то одному или вместе с другими.

* Проекция в психологии — классическая форма защиты, состоящая в приписывании другому или другим своих собственных ощущений, эмоций, мыслей и проблем.

Школа гуманной педагогики в Алматы

Источник: 5psy.ru


Кері қайту