logo
Запись в 1-11 классы

Дети и интернет — опасности и возможности

13 июля 2020

Набор в 1 класс в АлматыИнтернет стремительно ворвался в нашу жизнь, стал необходимым жизненным пространством, изменил обычный ход событий.

Сегодня родители чаще зовут своего ребенка не с улицы, отрывая от общения с друзьями, а из Интернета. «Зайти в библиотеку» перестало означать посещение «учреждения, собирающего и хранящего произведения печати и письменности для общественного пользования». В Интернете возможны встречи и знакомства, поиск родственников… Даже в речи бабушек и дедушек появляются слова: сайт, блог, чат. Говорить об Интернете стало так же привычно, как о школе, вузе — любом другом знакомом пространстве. В нем уже выработаны свои правила, законы, рождается свой язык. И уже есть свои риски: интернет — зависимость, кибербуллинг, хакерство, интернет-троллизм.

Интернет — вселенское зло?

Мне довелось вести цикл передач на телевидении, отвечая на вопросы родителей, педагогов, интернет-пользователей разного возраста о пользе и вреде Интернета. И вот что поражает: люди начинают обсуждение Интернета как пространства тотального зла.

Ввожу в поисковую строку запрос: «интернет, дети». Получаю 8 млн ответов. Из первых ста — 78 содержат информацию о негативных влияниях Интернета на детей и подростков. Вот несколько самых частотных формулировок:

  • защитите ребенка от опасностей в Интернете;
  • опасности Сети глазами детей;
  • чем опасна Сеть для детей?
  • почему для детей Интернет опасен?

Нужно отметить, что в каждом таком случае рассматривается только одна сторона явления — отрицательная, что позволяет отнести подобные представления к мифам, способствующим формированию некритического представления о роли Интернета в жизни человека.

Давайте разберемся, что из себя представляет интернет-пространство. А все, что пока не доказано и предлагается нам на уровне «все так говорят», не имеет конструктивного продолжения, мы с вами, уважаемые читатели, будем относить к разряду мифов.

Интернет — не место для ребенка?

Родители, как правило, отмечают ряд опасностей, которые таятся в Интернете: порноресурсы, нежелательные знакомства, пустая трата времени. Пожалуй, я соглашусь с этими тревогами. Но давайте изменим пару слов: реальный мир — не место для ребенка. В нашем мире множество опасностей: порноресурсы (фильмы и книги, «друзья» во дворе и в школе), нежелательные знакомства, пустая трата времени…

Найдите отличия… Не нашли?

Давайте вспомним, как «в реале» мы боремся, к примеру, с детской наивностью и желанием рассказать о себе первому встречному. Вспомнили? Правильно, мы говорим ребенку с малых лет: если чужие тетя или дядя тебя позовут с собой, в машину, посмотреть на щенка — идти нельзя, потому что …

А еще говорим, что нельзя незнакомым людям выкладывать всю информацию о себе, даже если они спрашивают. Но это в реальном пространстве. И вроде как помогает.

А кто из родителей пробовал обучить детвору правилам безопасного поведения в интернет- пространстве еще до того, как дети  эти правила нарушили? Ведь согласитесь, когда ребенок впервые выходит в Сеть, страхов, аналогичных тем, что возникают, когда он общается с проблемной компанией в реале, у родителей не возникает. А зря!

Вывод. Детей нужно обучать правилам безопасного поведения в интернет-пространстве с раннего детства. Возможно, должны появиться сказки про интернет- поведение. Эдакая Красная Шапочка в интернет-лесу.

Или гуляйте в просторах Интернета вместе.

Или придумайте, чем занять досуг, чтобы ребенку было интереснее общаться с вами, а не с компьютером.

От Интернета возникает зависимость?

Очевидно, тревогу родителей вызывает «залипание» ребенка на ресурсах определенной направленности: порно, игры, социальные сети… Если это не особенно вредит жизни ребенка в реальном пространстве, то… дорогие родители, вы ведь тоже постигали мир, пользуясь «запрещенной» родителями информацией. Кроме того, подумайте, что лучше: подросток в подворотне с толпой неизвестных вам людей неизвестно чем занимается или дома в социальной сети сидит? Словом, пока увлечение интернет-ресурсами не мешает общественной жизни ребенка, то повода для беспокойства лично я не вижу. Интернет в данном случае становится частью жизненного пространства человека. Кроме того, разновозрастная среда Интернета очень привлекательна: подростки получают информацию от старших, могут делиться собственным опытом, создавать виртуальные личности и проживать другие жизни на фейковых страничках. Порой интернет-пространство удачно заменяет реальную среду.

Переживания родителей более обоснованы, когда сфера интересов сына или дочери перемещается из реала в виртуал: ребенок вроде и дома, но отдаляется от семьи.

Бывает, что увлечение Интернетом всерьез мешает реальной жизни: негативно сказывается на учебе, подросток пропускает уроки, перестает соблюдать личную гигиену… Такое состояние может быть следствием определенного вида зависимости: игровой, сексуальной, информационной. Кроме того, «залипание» может быть связано с низкой самооценкой, отсутствием признания со стороны сверстников, конфликтами с родителями. Это не зависимость от Интернета. Интернет выступает средой, где реальная зависимость получает благоприятную почву для развития. И выключение компьютера само по себе не решит проблему.

Вывод. Если все уже плохо — скорей к психиатру, психологу.

Ав качестве профилактики — подумайте: чем вы можете заменить виртуальные увлечения ребенка? Выработана ли в семье привычка разговаривать с ребенком о жизни, о событиях дня? Именно разговаривать, а не поучать. Попробуйте прямо сейчас… Пригласите ребенка попить чай, расскажите ему о своих делах и проблемах. Научитесь общаться по-дружески. Создавайте атмосферу доверия и… привлекательные стимулы в реальном пространстве.

Или… идите в Интернет вдвоем — за книгами, фильмами, музыкой, общением. Попросите подростка найти нужный вам материал, помочь в работе. Возможно, общая деятельность изменит ваше мнение об Интернете, а подростка заставит посещать совсем другие сайты.

Кроме того, никто не отменял программ родительского контроля. Самое разумное: заблокировать определенные ресурсы и параллельно обучать ребенка безопасному поведению в интернет-пространстве.

Вся информация о пользователе становится общедоступной?

Уважаемые родители, следует всей семьей повышать компьютерную грамотность. Обратитесь к детям, они вам быстренько расскажут, как скрывать информацию в настройках приватности, а вы им — какую информацию не стоит выкладывать в любом случае и почему.

Интернет — всеобщее благо?

По сути, это обратная сторона мифа «Интернет — Вселенское зло». Его модификация — версия «Интернет — Сверхсила»: Сеть наделяется душой и всемогуществом.

Главный герой романа М. и С. Дяченко «Цифровой» — четырнадцатилетний подросток — добился небывалых успехов в виртуальном мире, несмотря на то, что в реале не является лидером. В компьютерных играх он становится всемогущим человеком, все желания которого легко выполняются.

Вот некоторые комментарии читателей:

Argo: «Глубокая мысль. Если бы Интернета не было, мальчик погиб бы в этом мире».

Аlla: «В Интернете можно почувствовать себя нужным. Образовательные учреждения, семья не дают такого ощущения способности, как Интернет».

Интеграл: «Слава тому, кто придумал Интернет».

Взрослые, которые присоединяются к этому мифу, игнорируют опасности интернет-пространства и также наделяют его сверхсилой.

Сами подростки нередко жалуются, что родители на обращенные к ним вопросы отвечают: поищи в Интернете, там есть все.

Вывод. Подмена реального общения виртуальным, обращение к Интернету как к воспитателю приводит к автономизации детей. Они ищут в Интернете ответы на все свои вопросы, в том числе на такие, на которые должен отвечать любящий человек, живущий рядом.

А теперь — конструктивно!

Если все сказанное выше — мифы, то какие утверждения можно считать конструктивными?

Проведенное нами исследование позволило выявить, что нормальному взаимодействию с Интернетом способствуют следующие убеждения.

В Интернете можно проявить свое творчество. На страницах социальных сетей, в ЖЖ, на специальных сайтах пользователи часто размещают свои стихи, рисунки, прозу, музыку. И сразу получают обратную связь в виде комментариев, лайков. Такой вариант творчества, и даже совместного, родители вполне могут предложить своим детям.

Интернет — большая библиотека. Именно так, а не «в Интернете можно найти все». В Сети, действительно, достаточно электронных книг по разным направлениям, что позволяет находить информацию как для обучения, так и для личностного роста. И если родители помогут детям разобраться в этом мире книг, будет просто замечательно. Правда, и самим читать придется…

Для того чтобы ориентироваться в интернет-пространстве, нужно учиться. Безопасно и полезно путешествовать по просторам интернета можно только при условии повышения компьютерной грамотности и соответствующей мотивации. Родители, хотите соответствовать своему ребенку? Учитесь! Кстати, учителем в некоторых вопросах вполне может выступить ваш несовершеннолетний пользователь.

Интернет помогает устанавливать связи с пользователями из разных мест. Это одно из основных преимуществ интернет-пространства — отсутствие географических границ. Путешествуйте вместе с ребенком по странам и континентам, собирайте вместе группу для общения. Покажите ребенку, на какие критерии опираетесь вы при выборе собеседника. Иногда личный пример и совместная деятельность позволяют решить больше вопросов, чем долгая нотация.

Интернет экономит наше время. Доступность ресурсов позволяет сэкономить время на поиск информации, общение. Однако остается проблема правильного распределения сэкономленного времени. Некоторые подростки жалуются, что не успевают ничего сделать из-за социальных сетей — все время кому-то отвечают. Именно родители могут научить разумно планировать жизнь. А для этого — помочь составить до боли знакомый режим дня, график использования Интернета. Установить поощрения за соблюдение этого режима и наказания за нарушения. Бонусы и минусы пусть придумает сам ребенок, а контроль  за исполнением целиком возьмете на себя вы, уважаемые родители.

Ив заключение: мир меняется, наши дети отличаются от нас, какими мы были в том же возрасте, но ценность семьи для них остается по-прежнему очень высокой. Обратите внимание на своих детей! Интересуйтесь их жизнью, станьте им друзьями. И, возможно, реальное пространство станет для ваших детей более притягательным, чем виртуальное.

Набор в 1 класс в Алматы

Источник: 5psy.ru


Вернуться на уровень выше